ОКТЯБРЬ
Темы месяца:
1. Дары осени.
(Огород. Овощи)
2. Дары осени.
(Сад. Фрукты)
3. Осень в лесу.
(Осень. Деревья родного края)
4. Осень в лесу.
Рекомендуется выучить названия грибов – подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, боровик, опенок, масленок, мухомор, поганка. Объясните, какие грибы съедобные, какие несъедобные. Где растут грибы. Рассмотрите картинки грибов, наклейте в тетрадь.
Игра «У тебя – у нас»
Мухомор – мухоморы, сыроежка - …, подберезовик - …, подосиновик - …, боровик - …, поганка - …, лисичка - …, опенок - …, гриб - …, шляпка - …, ножка - …, корзинка - …
Игра «Один – много»
Мухомор – много мухоморов, сыроежка - …, подберезовик - …, подосиновик - …, боровик - …, поганка - …, лисичка - …, опенок - …, гриб - …, шляпка - …, ножка - …, корзинка - …
Игра «Веселый счет»
(гриб, боровик, ножка, шляпка) 1 гриб, 2 гриба, 3 …., 4….., 5 грибов 1 боровик, 2 боровика, 3….., 4……, 5 боровиков 1 ножка, 2 ножки, 3….., 4….., 5 ножек 1 шляпка, 2 шляпки, 3……, 4……, 5 шляпок
Игра «Что готовят из грибов»
- суп, соус, салат какой? — грибнОЙ,
- лапша, начинка, икра, запеканка какая? — грибнАЯ,
- котлеты какие? — грибнЫЕ,
- все блюда, которые повар готовит из грибов какие? — грибнЫЕ блюда
Д/упр. «Назовите гриб по подсказке». Под осиной растет – ПОДОСИНОВИК Под березой растет – ПОДБЕРЕЗОВИК На пеньках или около пеньков растут – ОПЁНКИ (Не опёнки, а ОПЯТА) Растет в бору – БОРОВИК. Морит Мух – МУХОМОР, Едят сырой – СЫРОЕЖКА. Рыжий как лиса. – Лисичка. Отхлопай слова: ШЛЯПКА, НОЖКА, БОРОВИК, МУХОМОР, СЫРОЕЖКА, ОПЕНОК, ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК.
Игра «Назови ласково"
Гриб – грибок, шляпа - …, нога - …, боровик - …, опенок - …, поганка - …, мухомор - …, подосиновик - …, подберезовик - …
Игра «Где спрятался гриб?» Взрослый прячет гриб на стол, на стул, на книгу, под стол, под стул и спрашивает, где спрятался гриб?
Прочитайте сказку В Сутеева «Под грибом»
Вопросы для обсуждения: - Понравилась тебе эта сказка? О чем она? - Что случилось вначале? - Где спрятался Муравей? - Кто проползал мимо? (Бабочка) О чем они с Муравьем говорили? Пустили Бабочку под грибок? - Аналогичные вопросы про Мышку, Воробья и Зайца. - Кто пришел, как только Заяц спрятался под грибком? - Нашла ли Лиса Зайца? - О чем задумался Муравей, когда закончился дождь? - Кто ему ответил? (Лягушка).
_____________________________
1.Рекомендуется рассмотреть с ребенком разнообразие фруктов.
👆Учите детей называть и показывать натуральные фрукты (яблоко, груша, банан, ананас, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, слива), закрепить обобщающее понятие «фрукты».
Фрукты растут в саду, на деревьях.Осенью собирают урожай фруктов.Назвать фрукты. Раскрасить.
2.Игра «Подбери признак»
Описать овощи по цвету, форме вкусу.
Банан какой? – желтЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ, мандарин - …, апельсин - …, лимон - …
Яблоко какОЕ? - …груша какАЯ? - …,
3.Игра «У тебя – у нас»
Яблоко – яблоки, груша - …, апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - …
4.Игра «Один – много»
Груша – много груш, яблоко - …,апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - …
5.Игра «Веселый счет» (груша, банан)
Одна груша, две груши, 3….., 4……, 5 груш.
Один банан, два банана, 3….., 4……, 5 бананов.
6.Игра «Назови ласково»
Банан - …, апельсин - …, мандарин - …, груша - …, ананас - … и т.д.
7.Д/упр. «Где лежит фрукт?»
Часть фруктов лежат на тарелке, часть фруктов лежат в корзине. Взрослый: «Где лежит яблоко?» Ребенок: «Яблоко лежит на тарелке» - «Где лежит груша?» - «Груша лежит в корзине» и т.д.
8.Д/И «Сказочное дерево»
На дереве созрели различные фрукты. Ребенок берет фрукт. Взрослый: «Что ты сорвал?» - «Я сорвал грушу» и т.д.
9.Игра “Поварята”.
Взрослый дает ребенку картинку с изображениями фрукта и спрашивает: «Из чего ты сваришь компот?» - «Я сварю компот из груш»
_____________________________________
1.Родителям рекомендуется:
упражнять детей в назывании и показывании натуральных овощей (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель);
закреплять обобщающее понятие «овощи» (например: "Овощи растут в огороде, на даче", "Осенью собирают урожай овощей").
2. Игра «Жадина».
Взрослый предлагает ребёнку собрать все овощи (натуральные или картинки). Когда ребёнок соберёт все овощи, взрослый берёт по одному овощу и спрашивает: «Чей помидор?». Ответ ребёнка: «Мой» или «Мой помидор» (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).
Образец:
- Чей огурец? ("Чей лук?", "Чей помидор?", "Чей баклажан?"; "Чья морковь?", "Чья капуста?", "Чья свекла?"; "Чьи овощи?")
- Мой. ("Мой огурец"; "Моя" или "Моя морковь", "Мои" или "Мои овощи".)
3. Игра «Подбери признак» (опишите овощи по цвету, форме, вкусу).
Образец: "Огурец какой?" – "ЗелёнЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ".
"Помидор какой?" ("Кабачок какой?", "Лук какой?") – … .
"Морковь какая?" ("Свекла какая?", "Тыква какая?") – … .
4. Игра «У тебя – у нас» (по картинкам).
Образец: "У тебя - огурец, у нас - огурцы".
Огурец – огурцы, помидор – …, кабачок – …, баклажан – …, тыква – …, перец – … .
5. Игра «Весёлый счёт».
1 огурец, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .
1 репа, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .
6. Игра «Назови ласково» (по картинкам).
Огурец – огурчик, помидор – …, баклажан – …, кабачок – … .
Лук – …, чеснок – … .
Капуста – …, морковка – …, свекла – … .
7. Игра «Убираем урожай».
Взрослый спрашивает: «Как убирают этот овощ?». Ребёнок составляет предложение, например: "Капусту срезают" ("Морковь, свеклу, репу, редис ... (дёргают)", "Огурцы, помидоры, горох ... (срывают)", "Картофель ... (выкапывают)").
8. Игра «Повар».
Предложите ребёнку назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей.
Взрослый: «Мы готовим борщ. Что ты положишь в борщ (щи, суп)?».
Ребёнок отвечает: «Я положу в борщ ..., …, …» («Я положу в щи ..., ..., …», «Я положу в суп ..., ..., …»).
9. Закончите предложение.
Ребёнок сначала заканчивает предложение, а затем полностью повторяет его (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).
Помидор круглый, а морковка … .
Огурец овальный, а репа … .
Лук горький, а морковка … .
Помидор кислый, а чеснок … .
Огурец зелёный, а свекла … .
10. Предложите ребёнку вспомнить сказку «Репка».
Если ребёнок не помнит её, прочитайте. При этом читайте сказку выразительно и привлекайте ребёнка к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:
- Кто посадил репку?
- Что посадил дед?
- Какая выросла репка?
- Что стал делать дед?
- Кого позвал дед?
_____________________________________
1. Рассмотрите вместе с ребёнком разнообразие деревьев. Выясните, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите, что деревья бывают лиственными и хвойными. Приведите пример, какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным.
2. Игра «Отвечай-ка». (Ответ ребёнка предполагает полное предложение.)
- Как называется это дерево?
- Какое оно по величине?
- Из каких частей состоит дерево?
- Какой у дерева ствол? (Толстый, тонкий, высокий, низкий, ... .)
- Какая у дерева кора? (Темная, светлая, гладкая, шершавая, ... .)
- Какой формы листья? (Круглые, овальные, резные, вытянутые; вместо листьев - иголки.)
- Какую пользу может принести дерево людям?
- Как дерево изменяется в разные времена года?
- Что можно сделать из этого дерева?
- Почему люди сажают деревья на улицах города?
3. Игра «Подбери признак» (не менее трёх признаков).
Береза (какая?) – …, …, … .
Ель (какая?) – …, …, … .
4. Игра «Подбери действия» (не менее трёх действий).
Береза (что делает?) – …, …, … .
Лист (что делает?) – …, …, … .
5. Игра «Чья ветка? Чей лист?».
У березы ветка – березовая, лист – березовый.
У осины ветка –…, лист – … .
У дуба ветка – …, лист – … .
У ели ветка – …, лист – … .
У сосны ветка – …, лист – … .
У клена ветка – …, лист – … .
У ивы ветка – …, лист – … .
6. Игра «Сосчитай-ка».
Одна берёза, две …, три …, четыре …, пять … .
Один пень, два …, три …, четыре …, пять … .
Одно дерево, два …, три …, четыре …, пять … .
7. Игра «Назови ласково».
Лист – листочек, осина – …, иголка – …, береза – …, ветка – …, дерево – …, пень – …, рябина – …, клен – …, сосна – … и т. д.
8. Игра «Один – много».
Один (-а) | Много |
берёза сосна дуб ель осина каштан ветка рябина липа | берёз ... ... ... ... ... ... ... ... |
9. Игра «Есть – нет».
Есть | Нет |
пень дерево иголка корень сосна клён лист дуб осина черёмуха рябина берёза липа яблоня ствол | пня ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... |
10. Игра «Чьи плоды?».
Жёлуди растут на … (дубе).
Грозди рябины растут на … (рябине).
Яблоки растут на … (яблоне).
Серёжки растут на … (берёзе, ольхе).
Круглая шишка на … (сосне).
Длинная шишка на … (ели).
11. Нарисуйте или приклейте в тетрадь картинки с изображением деревьев. Разделите их на две группы: лиственные деревья, хвойные деревья. Покажите и назовите части деревьев: корни, ствол, крона, ветка, лист.
12. Предложите ребёнку назвать только те деревья, названия которых:
- начинаются на мягкий согласный звук;
- заканчиваются на гласный звук;
- состоят из одного слога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий