воскресенье

ОКТЯБРЬ

 

ОКТЯБРЬ

Темы месяца:

1.     Дары осени.

(Огород. Овощи)


2.   Дары осени.

 (Сад. Фрукты)


3.   Осень в лесу.

(Осень. Деревья родного края)


4.  Осень в лесу.

(Ягоды и грибы нашего леса)


Рекомендуется выучить названия грибов – подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка, боровик, опенок, масленок, мухомор, поганка.       Объясните, какие грибы съедобные, какие несъедобные. Где растут грибы. Рассмотрите картинки грибов, наклейте в тетрадь. 

Игра «У тебя – у нас»  

Мухомор – мухоморы, сыроежка - …, подберезовик - …, подосиновик - …, боровик - …, поганка - …, лисичка - …, опенок - …, гриб - …, шляпка - …, ножка - …, корзинка - … 

Игра «Один – много» 

Мухомор – много мухоморов, сыроежка - …, подберезовик - …, подосиновик - …, боровик - …, поганка - …, лисичка - …, опенок - …, гриб - …, шляпка - …, ножка - …, корзинка - … 

Игра «Веселый счет»

  (гриб, боровик, ножка, шляпка) 1 гриб, 2 гриба, 3 …., 4….., 5 грибов 1 боровик, 2 боровика, 3….., 4……, 5 боровиков 1 ножка, 2 ножки, 3….., 4….., 5 ножек 1 шляпка, 2 шляпки, 3……, 4……, 5 шляпок 

Игра «Что готовят из грибов»

 - суп, соус, салат какой? — грибнОЙ, 

- лапша, начинка, икра, запеканка какая? — грибнАЯ,

 - котлеты какие? — грибнЫЕ, 

- все блюда, которые повар готовит из грибов какие? — грибнЫЕ блюда 

 Д/упр. «Назовите гриб по подсказке».                                                                                               Под осиной растет – ПОДОСИНОВИК                                                                                              Под березой растет – ПОДБЕРЕЗОВИК                                                                                                   На пеньках или около пеньков растут – ОПЁНКИ (Не опёнки, а ОПЯТА)                                   Растет в бору – БОРОВИК. Морит Мух – МУХОМОР,                                                                        Едят сырой – СЫРОЕЖКА.                                                                                                              Рыжий как лиса. – Лисичка.                                                                                                                    Отхлопай слова: ШЛЯПКА, НОЖКА, БОРОВИК, МУХОМОР, СЫРОЕЖКА, ОПЕНОК, ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК. 

 Игра «Назови ласково"

 Гриб – грибок, шляпа - …, нога - …, боровик - …, опенок - …, поганка - …, мухомор - …, подосиновик - …, подберезовик - … 

Игра «Где спрятался гриб?» Взрослый прячет гриб на стол, на стул, на книгу, под стол, под стул и спрашивает, где спрятался гриб? 

 Прочитайте сказку В Сутеева «Под грибом» 

Вопросы для обсуждения:                                                                                                                         - Понравилась тебе эта сказка? О чем она?                                                                                             - Что случилось вначале?                                                                                                                           - Где спрятался Муравей?                                                                                                                           - Кто проползал мимо? (Бабочка) О чем они с Муравьем говорили? Пустили Бабочку под грибок? - Аналогичные вопросы про Мышку, Воробья и Зайца.                                                                          - Кто пришел, как только Заяц спрятался под грибком?                                                                          - Нашла ли Лиса Зайца?                                                                                                                             - О чем задумался Муравей, когда закончился дождь?                                                                           - Кто ему ответил? (Лягушка). 

 

_____________________________                              

1.Рекомендуется рассмотреть с ребенком разнообразие фруктов. 

👆Учите детей называть и показывать натуральные фрукты (яблоко, груша, банан, ананас, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, слива), закрепить обобщающее понятие «фрукты».

Фрукты растут в саду, на деревьях.Осенью собирают урожай фруктов.Назвать фрукты. Раскрасить.

 

2.Игра «Подбери признак»

Описать овощи по цвету, форме вкусу. 

Банан какой? – желтЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ, мандарин - …, апельсин - …, лимон - …

Яблоко какОЕ? - …груша какАЯ? - …,

 

3.Игра «У тебя – у нас»

Яблоко – яблоки, груша - …, апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - …

4.Игра «Один – много»

Груша – много груш, яблоко - …,апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - …

5.Игра «Веселый счет» (груша, банан)

Одна груша, две груши, 3….., 4……, 5 груш.

Один банан, два банана, 3….., 4……, 5 бананов.

 

6.Игра «Назови ласково»

Банан - …, апельсин - …, мандарин - …, груша - …, ананас - … и т.д.

7.Д/упр. «Где лежит фрукт?»

Часть фруктов лежат на тарелке, часть фруктов лежат в корзине. Взрослый: «Где лежит яблоко?» Ребенок: «Яблоко лежит на тарелке» - «Где лежит груша?» - «Груша лежит в корзине» и т.д.

8.Д/И «Сказочное дерево»

На дереве созрели различные фрукты. Ребенок берет фрукт. Взрослый: «Что ты сорвал?» - «Я сорвал грушу» и т.д.

9.Игра “Поварята”.

Взрослый дает ребенку  картинку с изображениями фрукта и спрашивает: «Из чего ты сваришь компот?» - «Я сварю компот из груш»

 _____________________________________

1.Родителям рекомендуется: 

упражнять детей в назывании и показывании натуральных овощей (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель);    

закреплять обобщающее понятие «овощи» (например: "Овощи растут в огороде, на даче", "Осенью собирают урожай овощей").

 

2. Игра «Жадина».

Взрослый предлагает ребёнку собрать все овощи (натуральные или картинки). Когда ребёнок соберёт все овощи, взрослый берёт по одному овощу и спрашивает: «Чей помидор?». Ответ ребёнка: «Мой» или «Мой помидор» (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Образец:

- Чей огурец? ("Чей лук?", "Чей помидор?", "Чей баклажан?"; "Чья морковь?", "Чья капуста?", "Чья свекла?"; "Чьи овощи?")

- Мой. ("Мой огурец"; "Моя" или "Моя морковь", "Мои" или "Мои овощи".)

 

3. Игра «Подбери признак» (опишите овощи по цвету, форме, вкусу).

Образец: "Огурец какой?" – "ЗелёнЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ".

"Помидор какой?" ("Кабачок какой?", "Лук какой?") – … .

"Морковь какая?" ("Свекла какая?", "Тыква какая?") – … .

 

4. Игра «У тебя – у нас» (по картинкам).

Образец: "У тебя - огурец, у нас - огурцы". 

Огурец – огурцы, помидор – …, кабачок – …, баклажан – …, тыква – …, перец – … .

 

5. Игра «Весёлый счёт».

1 огурец, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 репа, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

 

6. Игра «Назови ласково» (по картинкам).

Огурец – огурчик, помидор – …, баклажан – …, кабачок – … .

Лук – …, чеснок – … .

Капуста – …, морковка – …, свекла – … .

 

7. Игра «Убираем урожай».

Взрослый спрашивает: «Как убирают этот овощ?». Ребёнок составляет предложение, например: "Капусту срезают" ("Морковь, свеклу, репу, редис ... (дёргают)", "Огурцы, помидоры, горох ... (срывают)", "Картофель ... (выкапывают)").

 

8. Игра «Повар».

Предложите ребёнку назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей.

Взрослый: «Мы готовим борщ. Что ты положишь в борщ (щи, суп)?».

Ребёнок отвечает: «Я положу в борщ ..., …, …» («Я положу в щи ..., ..., …», «Я положу в суп ..., ..., …»).

 

9. Закончите предложение.

Ребёнок сначала заканчивает предложение, а затем полностью повторяет его (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Помидор круглый, а морковка … .

Огурец овальный, а репа … .

Лук горький, а морковка … .

Помидор кислый, а чеснок … .

Огурец зелёный, а свекла … .

 

10. Предложите ребёнку вспомнить сказку «Репка».

Если ребёнок не помнит её, прочитайте. При этом читайте сказку выразительно и привлекайте ребёнка к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:

- Кто посадил репку?

- Что посадил дед?

- Какая выросла репка?

- Что стал делать дед?

- Кого позвал дед?

 

_____________________________________


1. Рассмотрите вместе с ребёнком разнообразие деревьев. Выясните, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите, что деревья бывают лиственными и хвойными. Приведите пример, какие деревья относятся к лиственным, а какие - к хвойным.

2. Игра «Отвечай-ка». (Ответ ребёнка предполагает полное предложение.)

- Как называется это дерево?

- Какое оно по величине?

- Из каких частей состоит дерево?

- Какой у дерева ствол? (Толстый, тонкий, высокий, низкий, ... .)

- Какая у дерева кора? (Темная, светлая, гладкая, шершавая, ... .)

- Какой формы листья? (Круглые, овальные, резные, вытянутые; вместо листьев - иголки.)

- Какую пользу может принести дерево людям?

- Как дерево изменяется в разные времена года?

- Что можно сделать из этого дерева?

- Почему люди сажают деревья на улицах города?

 

3. Игра «Подбери признак» (не менее трёх признаков).

Береза (какая?) – …, …, … .

Ель (какая?) – …, …, … .

 

4. Игра «Подбери действия» (не менее трёх действий).

Береза (что делает?) – …, …, … .

Лист (что делает?) – …, …, … .

 

5. Игра «Чья ветка? Чей лист?».

У березы ветка – березовая, лист – березовый.

У осины ветка –…, лист – … .

У дуба ветка – …, лист – … .

У ели ветка – …, лист – … .

У сосны ветка – …, лист – … .

У клена ветка – …, лист – … .

У ивы ветка – …, лист – … .

6. Игра «Сосчитай-ка».

Одна берёза, две …, три …, четыре …, пять … .

Один пень, два …, три …, четыре …, пять … .

Одно дерево, два …, три …, четыре …, пять … .

7. Игра «Назови ласково».

Лист – листочек, осина – …, иголка – …, береза – …, ветка – …, дерево – …, пень – …, рябина – …, клен – …, сосна – … и т. д.

8. Игра «Один – много».

Один (-а)

Много

берёза

сосна

дуб

ель

осина

каштан

ветка

рябина

липа

берёз

...

...

...

...

...

...

...

...

 

9. Игра «Есть – нет».

Есть

Нет

пень

дерево

иголка

корень

сосна

клён

лист

дуб

осина

черёмуха

рябина

берёза

липа

яблоня

ствол

пня

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

 

10. Игра «Чьи плоды?».

Жёлуди растут на … (дубе).

Грозди рябины растут на … (рябине).

Яблоки растут на … (яблоне).

Серёжки растут на … (берёзе, ольхе).

Круглая шишка на … (сосне).

Длинная шишка на … (ели).

 

11. Нарисуйте или приклейте в тетрадь картинки с изображением деревьев. Разделите их на две группы: лиственные деревья, хвойные деревья. Покажите и назовите части деревьев: корни, ствол, крона, ветка, лист.

12. Предложите ребёнку назвать только те деревья, названия которых:

- начинаются на мягкий согласный звук;

- заканчиваются на гласный звук;

- состоят из одного слога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий