среда

ЯНВАРЬ

 Темы января:

1. "Народная культура и традиции. Новогодние и рождественские праздники".
2. "Инструменты"
3."Зимующие птицы".


Рекомендованные дидактические игры и  беседы в январе. 

Новая лексика

Существительные:лыжи,   санки,   коньки,   снежки,   снеговик,   горка,   каток, лыжи,   палки   (лыжные),   украшения   (елочные),   праздник,Новый год, Рождество), хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:ездить,   кататься,   упасть,   лепить, скользить,   заливать, отталкиваться,   украшать,   танцевать,  праздновать,   катать, сгребать, разгоняться.

Прилагательные:лыжный,   быстрый,   зимний,   скользкий,   искристый, липкий,   рыхлый   (снег),   новогодний,   рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:шумно,   весело,   радостно,   нарядно,   празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. 

Праздник(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели:  учить   детей   различать   и   правильно   употреблять предлоги  {на,  под,  за,  в)  в предложении,  развивать зрительное внимание.

Ход игры.  Перед детьми ёлка:  на  ёлке шарики,  под  ёлкой коробка,  в  коробке  —  подарки,  за  ёлкой   зайчик.  Ведущий

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например:   шарики   висят   под   ёлкой.  —  Неправильно!  —

Какие слова перепутал Незнайка? — «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. — Неправильно! Подарки лежат в коробке. — Какие слова перепутал Незнайка? — «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложениеразвивать слуховое внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложение,   в   котором   все   слова   поменялись   местами,   и построить правильное предложение.

 На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли. 

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели:  совершенствовать   фонематические   представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход   игры. Взрослый предлагает   детям   украсить   ёлку игрушками   (задание   выполняется   либо   в   тетрадях,   либо   на ковролинографе), в названии которых есть звук [н].   На   верхних   ветках   будут   игрушки,   в названии которых звук [н] в начале, на нижних—   в   которых   звук   [н]   в   конце,   на   ветках посередине — в середине.Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  уточнять   артикуляцию   звуков,   совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. Взрослый предлагает детям составить звуковые   схемы  слов   (раскрасить   кружки:   твёрдые   согласные звуки — синим цветом,  мягкие согласные — зелёным,  гласные — крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я — жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

 

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный, 

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

 Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

 Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт —

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

 Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

 Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

АРумянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

 ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

 Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки —

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, —

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

 ❄Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины — к Мишиным. Мишины — к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: — Ту-ту! Он машинистМаша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор.А папа тянет за верёвочку и приговаривает: — Чух-чух... Чух-чух... Значит, он паровоз.

                                  (Я. Тайц) 

Вопросы: Как звали детей, которые катались на санках? Чего не было у папы? Что придумал папа? Во что стали играть дети? Кем был Миша? Кем была Маша?Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

 Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал — сегодня долгожданный праздник Новый год. Он встал с кровати и прислушался — было тихо.  Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в  гостиную.  Там стояла большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум..


1.Рекомендуется наблюдать за птицами в парке, во дворе. Показать детям снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла. Обратить внимание на окраску птиц. Объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются у нас. 2.Рассказать, где они живут и чем питаются.
Обратить внимание детей на то, какие птицы прилетают часто к вам во двор. Покормить птиц вместе с ребёнком. Показать детям картинки с изображением птиц, почитать рассказы о них.
Закрепить с детьми названия зимующих птиц. Предложить ребёнку описать внешние признаки некоторых из них: сказать, какой у неё хвост, клюв, расцветка перьев, величина.
Словарь: ворона, сорока, воробей, голубь, синица, снегирь, галка, дятел, кормушка, корм; летать (прилетать, улетать), зимовать, клевать, чирикать, стрекотать, порхать, прыгать, ходить, кормить, насыпать, вешать (развешивать), заботиться, голодать, мерзнуть; зимующие, перелетные.
Рассмотрите на иллюстрациях в книгах зимующих птиц:  снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла. Обратите внимание ребенка на окраску птиц, рассказать, где они живут и чем питаются.
 3.Назовите части тела птиц.
 4.  Поиграйте в игру «Счет птиц»: один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев и т. д..
 5. Поиграйте в игру «Один - много»: ворона - вороны - много ворон и т.д..
 6. Поиграйте в игу «Угадай птицу по описанию».
Загадки:
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это...
(Снегири)
Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
Хоть я не молоток - по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
(Дятел)

❄Рекомендуется повторить: названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».

Лексика

Словарь: рабочий инструмент; ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш, компьютер, указка.

1.Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Иголка, топор, конфета, метла.
Шапка, варежки, спицы (вязальные), шарф.
Пила, ножницы, расческа, фен.
Нож, ложка, кисть, поварешка.
Дрель, ручка, автобус, шприц.
Картофель, тяпка, свекла, морковь.
Ручка, карандаш, портфель, линейка.

2. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один топор, три топора, пять топоров
(нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен)

3. Игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Топор - топорик
(кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка, лопата)

4. Игра «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - …; граблями - ... 

Связная речь

Составление рассказа – описания об инструменте по плану:
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом? 

❄Выучи стишок, прохлопай ритм:
Летят опилки белые, летят из – под пилы,
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка – задоринки.

Нарисуй в тетради любой инструмент, который упоминается в этом стихотворении.



Комментариев нет:

Отправить комментарий