В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная
потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе
возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам,
какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно
должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут
сформировать знания о мире.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают
первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях.
Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при
выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату
труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого
закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний
о мире можно разделить на три большие группы:
1.
Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание
картин);
2.
Словесные методы (беседы, чтение книг);
3.
Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и
возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с
другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее
средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или
явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что
это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в
опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают
малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно
решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое
время вживаться в роль настоящих ученых.
Познание дошкольниками
мира проиcходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание
на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Какие знания о мире нужно получить в
дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции,
взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений,
животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства,
преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в
основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут
изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления
малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5
лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям,
техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному
возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о
существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях.
Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть
в таблице.
Возраст
|
Содержание знаний о мире
|
3-4
|
·
Части тела;
·
Одежда, обувь, головные уборы;
·
Названия транспортных средств (машина,
корабль, поезд, трактор);
·
Названия домашних животных (кошка,
собака, лошадь, корова и т.д.);
·
Названия диких животных (волк, заяц,
лиса и т.д.);
·
Овощи и фрукты;
·
Некоторые названия растений (деревьев,
цветов);
·
Части суток (утро, день, вечер, ночь);
·
Явления природы (дождь, снег, солнце,
ветер).
|
4-5
|
·
Времена года и их признаки;
·
Эмоции;
·
Животные и их детеныши;
·
Кто, чем питается;
·
Названия некоторых птиц, рыб,
насекомых;
·
Овощи, фрукты, ягоды, грибы;
·
Продукты;
·
Посуда;
·
Мебель.
|
5-7
|
·
Название (и порядок) дней недели и
месяцев;
·
Виды транспорта (наземный, воздушный,
водный);
·
Музыкальные инструменты;
·
Строительные инструменты;
·
Электроприборы;
·
Профессии;
·
Живая и неживая природа;
·
Космос;
·
Перелетные и зимующие птицы;
·
Животные разных континентов,
особенности их среды обитания;
·
Страны, города.
|
При выборе темы для
изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную
деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его
наблюдательность и творческих подход.
Игры для формирования и закрепления
знаний об окружающем мире
·
«Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что
за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает
вкусовые впечатления.
·
«Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор
(например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее).
Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно
предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
·
«Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает
различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит
колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому
предмету соответствует каждый звук.
·
«Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться
отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?»,
«Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
·
«Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и
мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных
ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
·
«Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить
правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки,
птицы, человека).
Ребенку дошкольного
возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять
существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные
связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.
·
«Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с
признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая
река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с
временами года.
·
«От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими
деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача
заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
·
«Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно
правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
·
«Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их
жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот –
нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться
объяснить свой выбор.
·
«Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства
и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая
– коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять
существенные признаки.
·
«Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о
различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с
определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт –
скафандр и так далее).
·
«Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и
интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком
нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та
или иная достопримечательность.
Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом
различные эксперименты.
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать
их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и
воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира,
чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте,
проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит
сам ребенок, тем лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий