Наша память для нас самих загадка: почему мы одно
помним, а другое забываем; почему незначительное событие врезается в наш мозг,
а другое, более важное, словно испаряется из памяти, да еще и в самый
неподходящий момент? Почему задача, над которой бьешься не один день,
запоминается, а успешно решенная сразу же забывается?
Психологи утверждают, что до 20-25 лет память
человека непрерывно возрастает и улучшается. Не случайно, что этот период
приходится кК раз на время обучения в школе и высших учебных заведениях.
Известно, что почти 70 % знаний, накопленных на протяжении жизни,
приобретаются человеком до 25 лет. Поэтому важно помочь ребенку вовремя и как
можно полнее развить необходимые способности, чтобы потом не терять время на
бессистемные и стихийные попытки «успеть все сразу» в последний момент*.
Память у каждого из нас разная. Память ребенка в
раннем возрасте не идет ни в как4ое сравнение с памятью подростков и особенно
взрослого человека. Трехлетний ребенок, например, с поразительной легкостью
усваивает иностранные языки, однако систематизированные знания, допустим, из
области географии, ему пока недоступны. Школьник в 9 лет, которому иностранные
языки даются уже с трудом, с легкостью усваивает географию. Взрослый
превосходит ребенка в запоминании систематизированных знаний из самых различных
отраслей, но уступает в силе и яркости запоминания. С. Л. Рубинштейн,
посвятивший множество работ исследованию проблем внимания и памяти,
отмечал: «Дети имеют более прочную память, взрослые же – боле обширную».
По
поводу возможности развития памяти взгляды ученых разделились. Одни считают,
что чем чаще мы пользуемся памятью и сильнее ее нагружаем, тем быстрее
она «изнашивается». Другие
же, напротив, считают, что от тренировки память только улучшается. Можно предположить,
что истина, как всегда, находится посередине: в чем-то правы и те и другие.
Наполнять память огромным количеством неиспользуемых знаний так же
бессмысленно, как и всецело полагаться только на записные книжки, дневники,
заметки или справочники.
Можно
ли улучшить свою память и научиться хорошо запоминать? Безусловно. Единственно
возможной помехой на этом пути могут быть только патологические расстройства
памяти, вызванные физиологическими нарушениями в работе головного мозга. А
поскольку такие случаи крайне редки, значит, у каждого из нас гораздо больше
оснований надеяться на успех, нежели на неудачу.
Волшебная
формула
У
нас гораздо больше шансов достичь успеха, чем потерпеть поражение!
Что
происходит в нашей памяти:
Память
связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Восприятие
Работа
памяти начинается с восприятия информации. Восприятие – непрерывный отбор
данных из потока самых разнообразных сведений. В процессе восприятия мы
получаем зрительные, вкусовые, слуховые, тактильные и обонятельные ощущения.
Полноценный процесс восприятия можно сравнить с «вычерпыванием» из каждого предмета максимального
количества сведений.
Так
прочитав условие арифметической задачи, ребенок сопоставляет ее с теми
задачами, которые приходилось выполнять раньше, определяет, решал ли что-нибудь
похожее.
Данный
пример показывает, насколько тесно восприятие связанно с мышлением.
Один
из секретов хорошей памяти кроется в использовании всех анализаторов в момент
восприятия информации. У многих людей продуктивность памяти значительно
повышается, если при восприятии информации и в процессе запоминания они
занимаются каким-нибудь посторонним делом, например, ходят взад-вперед. Многие
знаменитые люди работали, расхаживая по комнате. На какое-то время они
садились, чтобы записать то, что придумывали во время ходьбы. Такой стиль
отмечался у Бетховена, Толстого, Хемингуэя, Бехера и других. В этом случае
можно утверждать, что активность восприятия, по - видимому, стимулируется
ходьбой.
Волшебная
формула
Действия
запоминаются непроизвольно лучше, чем мысли.
Произвольное
запоминание.
Произвольное
запоминание требует воли, внимания, усидчивости, умения организовывать свою
работу.
Смысловое
запоминание
Запомнить
и пересказать своими словами - значить осуществить
смысловое
запоминание.
Первое
условие смыслового запоминания –
осознание
цели запоминания.
Второе
условие смыслового запоминания – понимание
смысла
того, что нужно запомнить
Механическое
запоминание
Механическое
запоминание происходит без
осознания
связи между его элементами,
например,
путем многократных повторений.
При
этом механическое
запоминание
все же нельзя считать
бессмысленным.
Бессмысленной
информации не бывает -
наш
мозг обязательно отберет
в
ней те или иные элементы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий