ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Причины возникновения
задержки психического развития
К. С. Лебединской в 1980
г. Был предложен свой вариант
классификации ЗПР. В
основу данной классификации
легла
этиопатогенетическая систематика.
Выделяют 4
основных типа ЗПР:
- Конституционального
характера;
- Соматогенного
характера;
- Психогенного
характера;
- Церебрально-органического
характера.
Все 4 типа имеют свои
особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной
незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут
возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное
отличие – в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой
аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех
психических функций.
ЗПР конституционального происхождения
При этом виде задержки
психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более
раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается
преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая
внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе
сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический
инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой
наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые
отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов,
это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности.
Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной
коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения
Причинами данного типа
задержки психического развития являются различные хронические заболевания,
инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития
соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое
астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и
психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность,
неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками
из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их
взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом
виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее
становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера
Центральным ядром данной
формы задержки психического развития является семейное неблагополучие
(неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если
с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние
неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному
нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам
вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об
аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать
от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не
характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и
интеллектуального недоразвития.
ЗПР
церебрально-органического происхождения
Этот тип задержки
психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и
стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности
ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой
органической недостаточности нервной системы.
На этот вид ЗПР
могут оказать свое патологическое влияние токсикозы
беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.
Дети с этим видом ЗПР
характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий