пятница

Развитие и воспитание детей с 1 до 2 лет

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ


Что делает малыш? (с 1 года) 
Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков. 
Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, запевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!» 
Играя с ребёнком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 
Голоса животных (с 1 года) 
Покажите ребёнку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. 
Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. 
Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Кто в сказке живет? (с 1 года) 
После того как ребёнок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами. 
Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их. 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Музыкальные игрушки (с 1 года) 
Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому. 
Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!» 
После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания. 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Что делает Ляля? (с 1 года) 
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. 
Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока). 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Ку-ку! (с 1 года) 
Возьмите яркий платок. Держа его перед собой за два уголка, спрячьтесь за ним от ребенка. Выглядывайте из-за платка и говорите малышу: «Ку-ку!», а затем вновь прячьтесь. Теперь дайте платок ребенку. Стимулируйте его повторять не только действия, но и звукоподражания. В следующий раз проведите игру иначе: прячась за занавеску или за дверь, произносите: «Ку-ку!» Еще один вариант игры: закройте свое лицо руками, а затем, убрав их, скажите: «Ку-ку!» Повторите движения и звукоподражания несколько раз подряд. 
Игра стимулирует ребенка произносить звукоподражание. 

Что вокруг тебя? (с 1 года) 
Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. 
Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. 
Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. 

Что в мешочке? (с 1 года 3 месяцев) 
Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. 
Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными яс– лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» 
Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами. 
У нас машины разные (с 1 года 3 месяцев) 
Возьмите для себя и для ребенка по кольцу от большой пирамиды или игры «Серсо» – это будут рули ваших автомобилей. 
«Поезжайте» по кругу, вращая в руках руль. При этом читайте стишок: 
У нас машины разные —Би-би, би-би, би-би, 
И желтые и красные — 
Би-би, би-би, би-би! 
Машины за машинами — 
Би-би, би-би, би-би! 
Шуршат машины шинами — 
Би-би, би-би, би-би! 
В ходе игры учите ребенка повторять звукоподражание. 
Игра стимулирует ребенка повторять звукоподражание. 

Тук-тук! (с 1 года 3 месяцев) 
Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка). 
Игра стимулирует ребенка произносить знакомые звукоподражания. 

Кто как голос подает? (с 1 года 6 месяцев) 
Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!» 
Сначала сами произносите все звукоподражания, сюда ребенок пусть повторяет их. Затем, когда малыш запомнит голоса животных, он сможет самостоятельно вращать круг и произносить все звукоподражания. 
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто в окошечко глядит? (с 1 года 3 месяцев) 
Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. 
Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква), 
ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик). 
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто по лесенке идет, громко песенку поет? (с 1 года 6 месяцев) 
Возьмите кубики или бруски для строительства лесенки и игрушки-зверюшки. 
Постройте вместе с ребенком лесенку из трех ступеней. Когда лесенка будет готова, помогите по ней пройти разным игрушкам. Вот по лесенке идет кошечка и мяукает: «Мяу-мяу-мяу!» (Кошка мяукает, наступая на каждую ступеньку.) А теперь идет собачка и говорит: «Ав-ав-ав!», а вот поднимается медвежонок и говорит: «Э-э-э…» А теперь спешит курочка: «Ко-ко-ко – забралась так высоко!» 
Поднимая игрушку по ступенькам, звукоподражания произносите сами. Затем передайте игрушку-зверюшку ребенку, пусть он поможет ей спуститься вниз по лесенке, произнося при этом знакомые звукоподражания. 
Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных. 

Кто как говорит? (с 1 года 6 месяцев) 
Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Периодически показывайте их малышу и озвучивайте. 
Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, показывая и называя животных и птиц с помощью звукоподражаний. 
В следующий раз, показывая ребенку эти картинки, умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Малыш сначала удивится «неправильным» голосам, но вскоре поймет, что это ошибка, и он сам начнет вас поправлять. 
Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания. 

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) 
Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик подложите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. 
Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. 
Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. 
Игра стимулирует ребенка самого произносить названия знакомых игрушек. 

Я начну, а ты закончи (с 1 года 9 месяцев) 
Попросите ребенка помочь вам вспомнить знакомый стишок. При этом показывайте малышу соответствующую картинку в книжке. Произносите строчки стихотворения, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифму малышу предлагается вспомнить и произнести самому. Примеры двустиший: 
Солнышко-ведрышко, 
Выгляни в… (окошечко)! 
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! 
Сидит ворон на … (дубу). 
Игра активизирует слуховое внимание и память, стимулирует ребенка договаривать слова. 

ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ 

Позови (с 1 года 9 месяцев) 
Усадите ребенка за стол. На некотором расстоянии от него поставьте на стол новую игрушку – например, кошечку. 
Обратитесь к ребенку: «Ваня, позови кису. Скажи „Киса, иди!“». Одновременно сделайте жест рукой, как бы маня к себе кошечку. Если ребенок молчит, вновь повторите жест и фразу, чуть подвигая игрушку к ребенку. Когда малыш позовет кошечку, дайте игрушку ему в руки, чтобы ребенок мог погладить игрушку и поиграть с ней. 
Игра стимулирует ребенка произносить фразу из двух слов. 

Сюрприз (с 1 года 9 месяцев) 
Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите малыша открыть коробку. 
Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». 
В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы малыш открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …». 
Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка». 

Тут и там (с 1 года 9 месяцев) 
Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите малышу игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите малышу: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!» 
Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите малыша: «Где зайка?» На что малыш, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?» Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру. 
Игра способствует произнесению фразы из двух слов. 

Непослушные игрушки (с 2 лет) 
Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите, обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы. 
В следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди на стой или лежи. 
Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий